Проект Педро

Материал из Русского эксперта
Версия от 06:16, 14 августа 2015; JP (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Проект Педро''' — секретная программа rwp:Информационное_агентство_США|Информационног…»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Проект Педро — секретная программа Информационного агентства США (ЮСИА)[1] проводимая в 50-е годы с целью взятия под контроль киножурналов в Мексике и создания с их помощью антикоммунистических и проамериканских настроений в обществе.

История возникновения, цели и задачи

В 1955 году Тёрнер Шелтон (англ. Turner Shelton), директор подразделения в ЮСИА отвечающего за кино, предложил идею создания киножурналов в Мексике, отметив что это предоставит отличную возможность вести «холодную войну» в регионе, тем более что разведка докладывала о том как советское посольство в Мехико уже помогает местным компаниям в распространении советских фильмов. Годом позже ЮСИА провела в Мексике опрос общественного мнения в котором был задан вопрос: «Считаете ли вы, что в настоящее время Мексика должна быть на стороне коммунистических сил, на стороне антикоммунистических сил, либо придерживаться нейтралитета?». Около 71 % респондентов выбрали третий вариант. Данная нейтральная позиция была воспринята в США как угроза национальным интересам и как результат в ЮСИА немедленно приняли решение изменить подобное отношение мексиканской общественности к СССР и коммунистическим идеям на негативное. Под тайным прикрытием было начато создания якобы независимых фильмов в которых образ США выставлялся в положительном свете, а коммунизм — в негативном. Для прикрытия был привлечён Ричард Томпкинс (англ. Richard Tompkins), бывший исполнительный продюсер из Голливуда на тот момент проживающий в Мехико и управляющий одной из главных киностудий Латинской Америки — cтудией Чурубуско[2]. Студия была создана в 1945 году как совместный проект американской RKO Pictures (являлась одной из пяти главных студий Голливуда) и мексиканского бизнесмена Эмилио Аскаррага (исп. Emilio Azcárraga). Президентом RKO Pictures являлся Н. Питер Ратвон (англ. N. Peter Rathvon), который одновременно приходился дядей Томпкинса.

Деятельность

Реклама Pepsi-Cola у Noticiario clasa

Проект Педро начал работу в феврале 1957, Томпкинс прилагал множество усилий для увеличения аудитории, например в поисках выхода на новые способы распространения он привлек к работе компанию Национальные новости[3] которая остро нуждалась в финансировании, а её владелец имел большие долги. Как результат, только за полгода ему удалось увеличить более чем в двое присутствие на экранах и уже к концу года его продукция была показана в нескольких сотнях кинотеатров по всей стране. По оценкам Кантвелла Брауна (англ. Сantwell Brown), генерального управляющего Национальными новостями, еженедельно пропаганде подвергалось 1 643 540 человек. Спонсирование происходило посредством закупки рекламы, крупнейшим спонсором была компания Coca-Cola, но кроме этого регулярно участвовали в финансировании Kodak, Goodyear, Corona Beer, Cadillac shoes и другие. В первый год финансирование программы составило в районе 100 тысяч долларов США.

Учитывая что проект обходился довольно дорого, оценки результатов были довольно спорными, вплоть до подозрений в том, что работа на местах саботируется. Это в частности было связано с тем, что ЮСИА не имели полного контроля над продукцией и переодически она использовалась в личных целях, например для пиара семьи Аскаррагов. В конце 1960 года Джим Макде́рмотт (англ. Jim McDermott), офицер по связям с общественностью при посольстве США в Мексике выступил против проекта и настаивал на отмене планов ЮСИА продолжать финансирование кинохроник Томпкинса. Он персонально звал Тёрнера Шелтона «приехать в Мексику и полностью убедиться что проект неэффективен (если даже не контрпродуктивен)». В итоге, с приходом Кеннеди, ему удалось пролоббировать через нового посла закрытие проекта в сентябре 1961 года.

См. также

Дополнительная литература

  • Walter F. LaFeber America, Russia, and the Cold War, 1945—2006. — New York: McGraw-Hill, 2008 . — ISBN 978-0-07-353466-4
  • Gilbert M. Joseph, Daniela Spenser In from the Cold: Latin America’s New Encounter with the Cold War. — Duke University Press, 2008 . — ISBN 978-0-82-234121-5
  • Seth Fein New Empire into Old: Making Mexican Newsreels the Cold War Way. — Diplomatic History, 2004. — Vol. 28. — С. 703—748.
  • Sidney H. Fine The USIS Motion Picture Service. — Journal of Communication, 1954. — Vol. 4. — С. 35—41.
  • Сондерс Ф. ЦРУ и мир искусств. Культурный фронт холодной войны. — Кучково поле, 2014. — ISBN 978-5-9950-0323-6

Примечания

  1. USIA, United States Information Agency
  2. Estudios Churubusco
  3. Noticiario Nacional