Избирательная система в России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
 
Leftquotes.pngДемократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.Rightquotes.png
ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Согласно Конституции Российской Федерации (статья 32, пункт 2): «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».

Выборы федеральных органов власти

Граждане России имеют право участвовать в выборах органов власти с 18 лет. Минимальный возраст для того, чтобы быть избранным в органы власти, устанавливается законодательством:

  • президент России не может быть моложе 35 лет;
  • депутат Государственной Думы — моложе 21 года.

Выборы Президента России

Президент РФ избирается всеобщим голосованием граждан путём свободного тайного волеизъявления.

В соответствии с Конституцией России выборы Президента РФ назначает Совет Федерации.

Право выдвижения кандидатов в президенты имеют политические партии, а также в порядке самовыдвижения (при условии поддержки самовыдвиженца группой избирателей[1]). Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей. [2]

Минимальный порог явки избирателей был отменён в 2006 году.[3]

Победителем считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре никто из кандидатов не смог добиться этого результата, то назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам первого тура наибольшее количество голосов. Президентом становится кандидат, получивший более 50% голосов избирателей, принявших участие во втором туре. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирателей плюс 1 голос.

Новоизбранный Президент Российской Федерации вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента России.

Формирование Совета Федерации

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерациив входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.[4]

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ о наделении его полномочиями члена Совета Федерации.

По действующему законодательству срок полномочий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федерации, который имеет право отзыва члена Совета Федерации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам региона.

Выборы Государственной Думы

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации, либо Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются российскими гражданами на основе всеобщего тайного голосования на пять лет.

В Государственную Думу избирается 450 депутатов по смешанной, пропорционально-мажоритарной системе:

  • 225 депутатов по партийным федеральным спискам;
  • 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам[5] (один округ — один депутат).

Граждане РФ могут быть выдвинуты политическими партиями[6] или как самовыдвиженцы[7], а в составе федеральных списков кандидатов — только как члены политических партий.

При выборах по партийным спискам депутатские места в Государственной Думе получают партии, набравшие не менее 5% голосов избирателей.[8]

Выборы региональных органов власти

Субъекты РФ формируют региональную избирательную систему, применяемую при формировании законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, учитывая стандарты, закреплённые федеральными законами и Конституцией России. Регионы вправе установить, и пропорциональную систему, и мажоритарную, и смешанную избирательную систему выборов в законодательные органы.

Глава (губернатор) субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта. Это может быть любой гражданин России, достигший возраста 30 лет, и не имеющий гражданства иностранного государства (либо вида на жительство).[9]

Также законом региона может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта.[10] В этом случае кандидаты для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ представляются в законодательный (представительный) орган региона Президентом России по предложениям политических партий.

Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.[11] Прямых судебных решений по отречению от должности губернатора в истории России пока не было.

Ссылки

Примечания

  1. Создаётся группа избирателей в количестве не менее 500 граждан России, обладающих активным избирательным правом. О месте и времени проведения собрания группы избирателей не позднее чем за пять дней до дня проведения указанного собрания должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия РФ либо избирательная комиссия субъекта РФ.
  2. В законодательстве отменена норма по сбору 1 млн. подписей в поддержку кандидата.
  3. Ранее для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, в них должны были принять участие 50 и более процентов избирателей.
  4. Принцип формирования Совета Федерации начиная с 1993 года изменялся трижды. В 1993-1995 гг. верхняя палата парламента состояла из сенаторов, выбранных прямым голосованием населением субъектов Федерации. С 1995 года палата формировалась по принципу представительства в ней глав субъектов Федерации и председателей региональных парламентов субъектов Федерации. С 2000 года действует нынешняя система.
  5. Границы одномандатных округов определяет Центральная избирательная комиссия РФ.
  6. До выборов 1999 года включительно в голосовании по партийным спискам участвовали политические партии и избирательные блоки, в состав которых входили политические партии и общественные объединения. На данный момент правом участия в выборах обладают только политические партии.
  7. Кандидаты по одномандатным округам, если они не члены партий, которые на предыдущих выборах набрали не менее 3 % голосов, должны собирать не менее 200 тысяч подписей избирателей для участия в выборах по федеральным спискам.
  8. На выборах в 2007 и 2011 годах был установлен проходной барьер в 7 %.
  9. Кандидат на должность губернатора должен иметь поддержку от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
  10. С 1995 по 2005 год губернаторы избирались только жителями региона (без законодательных органов).
  11. В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ голосование по новой кандидатуре главы региона проводится во второе воскресенье сентября года, в котором досрочно прекращены полномочия, если полномочия были прекращены не позднее 1 июля, или во второе воскресенье сентября года, следующего за годом досрочного прекращения полномочий, если они были прекращены после 1 июля.